Платья и костюмы могут быть абсолютно разными, непохожими друг на друга, и, вместе с тем, иметь в себе небольшую деталь, объединяющую их, так сказать, вводящую в рамки моды. Так было всегда. Во все века модники, пытаясь выделиться из толпы и отличиться от ближнего, старались уникализировать свой костюм, сделать его как можно более ярким, необычным.
Одной из таких тенденций был воротник, возникший как обязательная часть мужского костюма в начале средних веков. Воротничок развивался, подвластный человеческому воображению и к XVI веку возродился в новом для себя и для всех обличии – фреза.
Фреза представляет из себя накрахмаленный воротничок, состоящий из множества волнообразных слоев, плотно прилегающий к шее. Изначально такой воротник был продолжением мужской сорочки, ведь время диктовало – на теле должно быть как можно меньше открытых мест. Однако, со временем, фреза отделился от сорочки и стал отдельной единицей туалета.
Но тут, в первой половине XVI столетия испанцам вздумалось завезти из недавно открытой Америки картофель, и научиться добывать из него крахмал, которым стали обрабатывать воротнички для поддержания формы. Теперь границ для модников не было! Богачи крахмалили воротники напропалую (беднякам не до этого было), и уже ко второй половине XVI века фреза разросся до невероятных размеров. Если вытянуть руку перед собой, то кончик воротника мог коснуться сгиба руки.
Не удивительно, что в 1586 г. этой красоте присвоили ласковое название «мельничный жернов» (Muhlstetkragen), или просто – колесо.
Таким огромным размером воротника создавалась иллюзия маленькой головки, что очень ценилось в эпоху Возрождения. К этому предмету одежды относились с благоговением, ведь вещица то получалась не из дешевых (одному из английских монархов пришлось даже просить денег у парламента – так ему хотелось приобрести новый воротничок - впрочем, безрезультатно). На ткань для фреза шло тончайшее белое полотно, а то и венецианское кружево. Количество наложенных друг на друга тончайших лоскутов могло достигать пятидесяти штук. Ткань складывалась вокруг шеи волнами, принимавшими различные направления. Самым главным в трудном деле укладки «мельничного жернова» была его «завивка», ведь для того, чтобы придать кружевам волнообразную форму использовались самые настоящие щипцы – производные от щипцов для волос. К примеру, королева Елизавета при себе имела человека, который ничем более не занимался, как плоением ее воротничков. Конечно, все это дело изрядно крахмалилось, так что эти самые лоскуты и кружева держали форму так же точно, как крыло самолета. Иногда для точности формы использовался специальный проволочный каркас.
Сложно представить себе модников эпохи Возрождения за трапезой. Ведь мало того, что «мельничный жернов» мешал дышать, двигаться, и уменьшал обзор, еще и рука с куском, скажем, пирога, просто не дотягивалась до рта. А все крошки и капли, нечаянно оброненные, оставались на нем. Зато благодаря этому «модному неудобству» человечество обратилось к давно забытому столовому прибору – вилке (было даже удлинено ее основание). Вот чем пришлось платить за красоту!
«Мельничный жернов», с подачи испанцев, распространился по всей Европе, кроме Италии. В XVIII веке он становится обязательным элементом еврейского костюма. В нашем же мире некоторые «особо одаренные» дизайнеры обращаются к нему в своих модных исканиях. Остается только надеяться, что разум не даст им ввести его в моду.