Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Женский журнал - "Ксюша"
Пт, 19.04.2024, 21:53
Приветствую Вас Гость

Духи и боги древних славян 2

КАРАЧУН
Карачун (корочун, крачунец) - в славянской мифологии название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника - Рождества ( в Закарпатье крачун - рождественский пирог). А также злой дух, сокращающий жизнь (судороги, смерть). Можно предположить, что название образовано от латинского слова "шагать". То есть шагающий день, переходный день, день солнцеворота - начало "умирания" зимы.

КАРНА
Карна (Карина) - богиня печали, богиня плакальщица у древних славян, сестра Жели. Если воин погиб вдали от дома, первой оплакивает его Карна. По преданиям, над мёртвым полем битвы по ночам слышен плач, всхлипыванье. Это богиня Карна в чёрных длинных одеждах выполняет трудную женскую повинность за всех жён и матерей.

КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Кащей Бессмертный (Кощей) - в восточнославянской мифологии злой колдун, противостоящий сказочным и былинным героям, умыкающий красну девицу в своё царство и создающий препятствия на пути её вызволения. Смерть Кащея спрятана в яйце, которое находится в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах.

КИКИМОРА
Кикимора - злой и вредный домашний и дворовой дух. Делает пакости Домовому, его антипод. В доме стучит, старается выжить людей. На Святки, особенно в ночь под Рождество треплет и сжигает куделю, оставленную у прялок без крестного благословения. Во дворе вредит домашней птице. Насылает на кур "вертун", когда они кружатся до изнеможения и падают околевшими; выстригает у овец почти всю шерсть. Кикимора - малая гадкая бабёнка в плохонькой одежёнке, сморщенная, с киками.

КИТЕЖ
Китеж (Китеж-град) - в русских легендах город, чудесно спасшийся от завоевателей во время монголо-татарского нашествия 13-го века. При приближении Батыя Китеж стал невидимым и опустился на дно озера Светлояр. В утопических легендах Китеж считался населённым праведниками, нечестивцы дуда не допускались, в городе царила социальная справедливость.

КИТ-РЫБА
Кит-Рыба - прародитель всех рыб, всем рыбам мать. Он держит на себе Землю. Когда же повернётся, тогда Мать-Земля всколыхнётся. Считали, что если Кит-Рыба уплывёт, то конец белому свету настанет. Многие древние народы верили, что земля лежит на спинах китов или слонов. Существовало такое поверье и у древних славян.

КИТОВРАС
Китоврас - персонаж древнерусских книжных легенд. Упоминается в 14-м веке в рукописных текстах как чудовище - кентавр, иногда с крыльями. В большинстве случаев Китоврас по желанию помогает царю Соломону строить храм, состязается с ним в мудрости. В некоторых вариантах легенд Китоврас наделён чертами оборотня - днём он правит людьми, а ночью оборачивается зверем и становится царём зверей.

КЛЕТНИК
Клетник - дух, живущий в клети, кладовке, помощник домового. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место, шумит. Если осерчает на хозяина - мешки с мукой порвёт, зерно разбросает , зимой в морозную ночь дверь отворит, летом в дождь крышу прохудит. Может дурить и проказить безо всяких поводов, причиняя постоянное беспокойство хозяевам, принося убытки. Роста, как и все подобные ему домашние духи, очень маленького, с длинными волосами и бородой, одежда в муке. Днём Клетник обычно отсыпается, выходит ночью.

КОЛДУН
Колдун (чародей, ведун, чернокнижник, ведьмак, знахарь) - в мифологических представлениях славян человек, наделённый сверхестественными способностями влиять на жизнь людей и явления природы. Считалось, что колдуны наводят порчу на людей и скот, сеют раздоры между людьми, насылают непогоду, мор, губят урожай и т.д.). По преданиям, колдуны были большей частью люди старые, безродные и холостые. Днём они спали, а ночью выходили в одном и том же овчинном полушубке, подпоясанном кушаком. Сверхестественными способностями колдунов наделяет нечистая сила, с которой они подписывают договор кровью.

КОЛЯДА
Коляда - бог торжеств и мира, которого древние славяне чествовали 24-го декабря. Накануне Рождества дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадания - остатки этого праздника древних. Коляда - весёлое и желанное божество.

КОРГОРУШИ
Коргоруши (коловерши) - помощники Дворового в восточнославянской мифологии. Показываются в образе кошек, чаще всего чёрной масти. Согласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворового. Из-за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор Коргоруши колобродят, бьют посуду, переворачивают в доме всё вверх дном.

КОРОВЬЯ СМЕРТЬ
Коровья Смерть (Чёрная Немочь) - у славян дух смерти рогатого скота. Считали, что Коровья Смерть появляется в виде коровы, собаки или чёрной кошки. Позже символом Коровьей Смерти стал коровий скелет. Избавлялись от мора скота, принося жертву: добывая огонь трением, сжигали живьём на поленнице домашнее животное или петуха. Известны и другие способы: прогон скота сквозь дым, опахивание селения. При этом пели, произносили заклинания, призывая Коровью Смерть уйти.

КОСТРОМА
Кострома - в восточнославянской мифологии - воплощение весны и плодородия. В обрядах проводов весны - это молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. Делали также чучело Костромы из соломы и устраивали ритуальные похороны ( сжигали, разрывали на части) с обрядовым оплакиванием. Ритуал символизировал также возрождение природы. Хоронили Кострому в Духов день - первый понедельник после Троицы.

КОСТРУБ
Коструб (Кострубонька) - в восточнославянской мифологии воплощение плодородия. Если Кострома персонаж русских обрядов, то в украинских весенних ритуалах переход к лету знаменовали похороны Кострубоньки. Это было чучело мужчины с подчёркнутыми атрибутами пола (реже женщины). Кострубатый - неряшливый, неприглаженный, неаккуратный. Чучело сжигали или топили в реке, сопровождая действие песнями и хороводами, обращались к Земле и Солнцу с вечными просьбами о хлебе насущном.

КУКЕР
Кукер (кукувцы, джамалар) - дух плодородия у южных славян. Во время весенних игрищ Кукера изображал мужчина одетый в шкуру козла с большим деревянным фаллосом. В хороводе происходит брак Кукера с одной из девушек, которая затем показывалась беременной и симулировала роды. Совершаются ритуальные пахота и сев. Иногда Кукер изображал физиологические действия с Землёй, подразумевая её оплодотворение.

КУПАЛА
Купала - бог земных плодов. Ему жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая и была прозвана в народе Купальницей. Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке. В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища.

КУРДУШИ
Курдуши - злые духи, помогающие колдунам в их работе. После благополучного окончания обрядов посвящения в колдуны, к посвящённым на всю жизнь приставляются для услуг мелкие бойкие чертенятв - Курдуши. Они относят в нужное место вещи, снятые с заразного больного, дабы другого намеченного "испортить относом". И заклятый порошок бросают "по ветру" на намеченную жертву. И щепотку земли со следа колдуну принесут, волос с головы обречённого. И "порчу" на указанного нашлют "напуском". Все прихоти колдуна выполняют Курдуши.

Л

ЛАДА
Лада - богиня любви, покровительница браков, домашнего очага, богиня юности, красоты, плодородия. Сама женственность, нежная, певучая, русокосая; в белых одеждах - она и в Купальскую ночь в хороводе парня к милой подведёт; и падчерицу от злой мачехи под ветвями спрячет, когда та на встречу с дружком соберётся. В молодых семьях очаг поддерживает: вот-вот погаснет бывает, а Лада веточку подбросит, одеждами взмахнёт - разгорится очаг, теплом тронет сердца неразумных и снова лад в семье.

ЛАДО
Ладо - божество света, красоты, мира, радости, любви, веселия, согласия и всякого благополучия. Ему жертвовали вступающие в брак, с усердием воспевая его имя, которое и ныне можно услышать в старинных припевах. С 25 мая по 25 июня отцы и мужья в гостиницах, а жёны и дочери на лугах и улицах, взявшись за руки, плясали и пели: Ладо, Ладо, Диди-Ладо, то есть великий Ладо.

ЛАМЯ
Ламя (ламия) - у южных славян чудовище с телом змеи и собачьей головой; она тёмной тучей опускается на поля и сады, пожирает плоды земледельческого труда. Алчна и кровожадна, живёт в пещерах у источников. Связана со стихией воды - может упасть на землю туманом, остановить воду крыльями, требуя человеческую жертву. Также охраняет клады.

ЛЕДАЩИЙ
Ледащий (лядащий) - дух соломы, весь запухший ото сна, с соломой в голове. Его никто не видел, только слышали, как он зевает. Многие из славянских духов зимою спят. Ледащий в этом деле заводила. Разбудить его никто не может, кроме Матушки-Весны. Просыпается он всегда недовольным и, бодрствуя в летнее время, с нетерпением ждёт конца лета, чтобы опять уснуть в куче свежей соломы. Если летом кто слышит вздохи да зевоту, а живого существа рядом нет - это Ледащий.

ЛЕЛЬ
Лель - юный бог любви, сын Лады. По молодости лет своих, Лель просто забавляется любовью, хотя делает это с добрых побуждений - для него это весёлая игра. Красивый юноша с курчавыми волосами влюбляет в себя девушек, наигрывая им на свирели и напевая. Когда же ему проходу нет от очередной избранницы, лель находит ей парня и убеждает обоих, что они искали именно друг друга. Появляется Лель весной, живёт вместе со своим братом Полелем в лесу. Вместе они выходят утром встречать Ярило. Свирель Леля можно услышать в Купальскую ночь.

ЛЕСАВКИ
Лесавки - лесные духи, родственники Лесовика, старики и старушки (бабушки и дедушки Лесовика). Очень маленькие, серенькие, похожие на ежей. живут в прошлогодней листве, бодрствуют с конца лета до середины осени. Всё это время веселятся, водят хороводы, листву поднимают, шелестят, шебуршат, копошатся моленькие лохматые клубочки. За короткое время натрудятся, умаются - долго спят.

ЛЕТАВИЦА
Летавица - дух рассвета. Ночью летает или сидит где-нибудь на ветвях, приближает день. Чарует полуночников своей девичьей красотой. Обута в красные сапоги, с помощью которых летает, они для неё, что крылья лёгкие, в них вся сила Летавицы. Только тот, кто сможет заставить себя не смотреть на её сапоги или снимет их, не поддастся чарам Летавицы. Если этот дух рассвета останется без сапог - управляй им как хочешь. Исчезает Летавица с восходом солнца.

ЛЕШИЙ
Леший (Лесовик, Лесовой, Лешак) - дух леса. Показывается и исчезает внезапно. Поёт без слов, хлопает в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет, перекидывается стариком, путником, волком, филином; без шапки, волосы зачёсывает налево, кафтан запахивает направо, бровеё и ресниц нет. Людей старается запутать, завести в глубь леса, напугать. Звери в его ведении, особенно зайцы. Может проиграть их в карты другому лешему. Питается мхом и шишками, любит выпить водки, живёт с семейством в дупле старого дерева. Избежать козней Лешего можно переодев одежду наизнанку.

ЛИСТИН
Листин - старый слепой дух, предводитель лесавок, его жена и помощница - баба Листина. Они не такие буйные и шустрые, как лесавки, сидят в куче листьев возле пня или в овраге и командуют - кому когда шелестеть. Осенью сначала лёгкий шепоток слышится - это Листин с Листиной советуются и назначают лесавкам работу. А потом уже шелест да шум, хороводы опавшей листвы, знать, лесавки играются.

ЛИХО
Лихо - злая баба-великанша, пожирающая людей. Она имеет только один глаз (Лихо Одноглазое), ростом выше деревьев. Живёт Лихо на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей. Идёт Лихо - деревья валит, горы крушит, реки-озёра засыпает. Ни жалости, ни участия, живое встретит - зверя ли, человека ли - затопчет, разорвёт и съест. неуклюжая, кровожадная, свирепая - само воплощение зла. Имя Лихо стало именем нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами "беда", "горе", "несчастье".

ЛИХОРАДКА
Лихорадка - демон болезни. Представляется простоволосой женщиной дьявольского обличья. Упоминается в славянских апокрифах и заговорах. Зачастую наши предки, дабы задобрить и не привлечь Лихорадку, называли её ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тётка, гостьюшка, гостейка. Образы болезней слабо выражены в славянской традиции, а потому не отражены в обрядах и ритуалах.

ЛОБАСТА
Лобаста (Лопаста) - русалка, живущая в камышах. По поверьям, это дети, умершие некрещёнными или девушки-утопленицы. Подвижные, резвые, грациозные, в играх и шалостях проводят они своё время. На десятой неделе после святой Пасхи, сохранившей древнее народное название "русальной", ни одна девушка не решается пойти в лес без подружек из боязни, что Лобасты и другие русалки затащат её в свой весёлый бесконечный хоровод, закружат и уведут с собой.

ЛУГОВОЙ
Луговой - дух лугов, маленький зелёный человечек в одежде из травы, помогает косить травы во время сенокоса. Считается дитём Полевика (Полевого). Бегает по лугам и ловит птиц в пищу своему родителю. Бывает очень сердитым, когда покос прозевают - гонит траву в буйный рост и так заплетает её, не срезать, не разорвать; а то и сушит траву на корню. Если же придут косари на такой покос - косы рвёт.

ЛЮДИ ДИВИЯ
Люди Дивия - в древнерусских книжных легендах монстры, обитатели далёких сказочных земель, прежде всего, Индии. Среди них упоминаются многоглавые, люди с лицом на груди, со звериными или птичьими головами и ногами, с крыльями, люди, живущие в воде и т.п.. Люди Дивия являлись образом неверных, "нечестивых" народов. Большинство сказаний о Людях Дивия это переводные источники, но есть и оригинальные, особенно у сибирских народов.

М

МАВКИ
Мавки (навки, мевки) - в восточнославянской мифологии злые духи, часто смертоносные. По украинским поверьям, в мавок превращаются умершие до крещения дети: имя мавка образовано от "навь" (навка), что означает воплощение смерти. Мавки бестелесны и не отражаются в воде, не имеют тени, спины у них нет, поэтому видны все внутренности. Мавки и русалки не одно и то же, они имеют много различий.

МАКОША
Макоша (Мокошь, Макеша) - славянское божество, покровительница женских работ, прядения и ткачества. Также земледельческое божество, мать урожая, богиня изобилия. Цветок мак - пьянящий как любовь. От названия этого яркого цветка, который девушки вышивали на свадебных рушниках - имя богини. Макоша - божество женской жизненной силы. Единственное женское божество, чей идол стоял на вершине холма в пантеоне князя Владимира. У некоторых северных племён Мокошь - холодная недобрая богиня.

МАРА
Мара (Маруха, Мора) - в славянской мифологии божество зла, вражды, смерти. Позднее связь со смертью утрачивается, но вредоносность божества очевидна (мор, мрак). У северных славян Мара грубый дух, мрачное привидение, которое днём невидимо, а ночью творит злые дела. Охотнее всего Мара обитает в тёмных и сырых местах, в пещерах под вымытыми водой берегами. В некоторых местах Мара - название нечисти.

МАСЛЕНИЦА
Масленица - персонаж воплощавший у древних славян плодородие, но, вместе с тем, зиму и смерть. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с блином и сковородой. С ним вместе веселились, а затем хоронили или провожали, сжигая на костре. Проводы масленицы сопровождались ряженьем, хороводами, призывом весны. От названия персонажа пошло название русского календарного праздника проводов зимы и встречи весны.

МЕЖЕВИК
Межевик - брат Луговика (Лугового), такой же маленький, в одежде из травы, но не зелёный, а чёрный. Бегает по меже, охраняет её, так же, как и брат ищет пищу своему родителю Полевику. Наказывает тех, кто нарушает межу, переходит её незаконно; устанавливает и поправляет вешки, помогает работящим хозяевам в поле. Но если находит спящего на меже человека, то наваливается на него, шею травой заплетает и душит.

МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ
Меч-Кладенец (самосек) - в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагом. Распространён мотив поиска меча, скрытого в земле, связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении. Иногда меч-самосек наделён чертами оборотня, превращается в змея. Обладающий мечом, получает сверхестественную демоническую силу, он становится непобедимым.

МОЛОНЬЯ-ЦАРИЦА
Молонья-Царица (Меланья) - грозная богиня молний, жена Великого Грома Гремучего, живёт на небе. Её сын - Огонь-царь. Есть миф о похищении Молоньи богом Велесом. Если следовать этому мифу - Огонь- царь внебрачный сын. Когда всё небесное семейство в сборе, но в семье не ладится, каждый сердится по-своему: Гром - гремит; Молонья - золотые стрелы пускает; Огонь-царь несётся на этих стрелах, поджигая всё, что попадается на пути. Воробьиная ночь - крупная ссора в небесном семействе.

МОРЕНА
Морена (Марена, Маржана) - в славянской мифологии богиня, связанная с воплощением смерти, с темнотой, болезнями, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, иногда с ритуалами вызывания дождя. У южных славян это лёгкий летучий призрак зимы. А когда зима заканчивается, из прошлогодней соломы вяжут чучело Морены и топят (сжигают, разрывают на части) в честь будущего урожая.

МОРОЗКА
Морозка (Мороз) - бог зимы, холодов. Одет в тёплую шубу, ходит по лесам и укрывает деревья снегом. Зимой он полный хозяин, в его подчинении снегопады, вьюги да метели. Вечно воюет с Весной, сопротивляется её приходу, нападает по ночам, но всегда в конце концов отступает. Не всех путников встречает радушно в своих владениях. В зависимости от поведения человека, а порой, и от собственного настроения может наградить человека или наказать. Если уж рассердится - снегом запорошит, завьюжит, с дороги собьёт, под одежду заберётся. Может уши или руки отморозить, а то и совсем заморозит.

МОРЯНА
Моряна - дева морских вод, дочь морского царя. Большую часть времени плавает в глубинах моря, превратившись в рыбину, играет с дельфинами. Выходит на берег в тихие вечера, колышется на волнах, плещется, перебирает морские камешки-голыши. Когда поднимает шторм разгневанный царь морской, успокаивает его, унимает бурю. В русских сказках близкий Моряне образ Марьи Моревны.

МОХОВОЙ
Моховой - крошечный дух зелёног или бурого цвета, живёт во мху, наказывает тех, кто собирает ягоды в неурочное время. Самый обычный приём заключается в том, что моховой обходит всякого. углубившегося в чащу. Он либо заведёт в такое место, из которого трудно выбраться, либо заставит кружить по лесу на одном и том же месте. Обычно Моховой не ведёт людей на погибель, а лишь вымучит, да и отпустит.

Н

НАВЬ
Навь (навьё, навы) - духи мёртвых, враждебные человеку; воплощение смерти, существа без плоти, которые движутся при движении мысли об умерших. Древние славяне считали, что причиной смерти является навья косточка, которая сохраняется в разлагающемся трупе. Навь появляется после полуночи: облако - видоизменённая в худшую сторону фигура человека, его лицо. Избежать встречи с Навью можно, если чтить память умерших родственников.

НЕДОЛЯ
Недоля - злой дух, враг Доли. Стремится нанести вред человеку. Не разбирается: кто хорош, кто плох. Стоит человеку оступиться, разувериться в своих силах - Недоля тут как тут. Старичок, с виду немощный, невзрачный, но цепкий, хваткий; или старуха коварная. Как пристанет Недоля - уж надо потрудиться, чтобы от неё отбиться. Если человек с Долей неполадил, значит, сам себе навредил - жди Недолю в гости. Бывает, что Недоля наказывает человека за грехи его предков.

НЕЖИТЬ
Нежить - существа без плоти и души, всё, что не живёт с человеком, но имеет человеческий облик. Это не мертвецы и не привидения, а существа особого рода, духи природы: домовые, кикиморы, водяные, лешие и т.п. Лищь водяной может ещё образовать переход к нечистой силе. Нежить не живёт и не умирает, она есть, существует, обитает. По преданиям, Нежить - это сверженное архангелом Михаилом воинство сатанинское. Летело оно с неба на землю сорок дней, кто где упал - тот там и обосновался: леший в лесу, водяной в воде, полевой в поле и т.д. У Нежити своего обличья нет, она ходит в личинах и бессловесна. Над человеком Нежить потешается, пакостит ему, но бывает и доброй.

НЕМИЗА
Немиза - бог воздуха, повелитель ветров. Голова его увенчана лучами и крыльями, а на торсе изображена летящая птица. Лёгкий, как пёрышко, да и сам иногда превращается в перо и качается в вышине, отдыхая от забот. Когда в самую жару лёгкая прохлада вдруг коснётся чела - это Немиза благоволит, лениво взмахнув крылом. Немиза не сварлив и позволяет ветрам резвиться, не вмешиваясь в их дела. Но если они уж сильно поссорятся и закрутят бешенную карусель- вмешается и наведёт порядок.

НЕЧИСТАЯ СИЛА
Нечистая Сила (нечисть) - злые духи у восточных славян, общее название низших демонологических персонажей, чертей, бесов и т.д. По преданиям, Нечистая Сила создана самим Богом или Сатанаилом. Общим для всех персонажей нечисти есть то, что они принадлежат потустороннему "нечистому", "нездешнему" миру, которому человек противопоставляет здешний, "чистый", положительный. Появляется нечисть также из покойников, умерших неестественной смертью. Нечисть многолика, к людям может быть и доброй.

НИКОЛА
Никола (Микола) - в славянской мифологии название злого духа, позднее восшедшее к святому Николаю, который в народе считается покровителем моряков и рыбаков, да и всех тружеников. Празднуют Николу Тёплого (Вешнего) - 9-го мая (по старому стилю) и Николу Зимнего 6-го декабря (по старому стилю). У южных славян Никола - лесной дух, загадывающий загадки заблудившимся. Отгадавших выводит на дорогу, не отгадавшие продают душу чёрту. Живёт в дупле, покровительствует охотникам. От языческого злого духа у Николы осталась хромота (признак нечистой силы).

НИЙ
Ний - в славянской мифологии страшный бог царства мёртвых. Огромный горбатый старик с длинными волосатыми руками-лапами. Вечно злой, потому что работать приходится без отдыха днём и ночью - принимать души умерших. Кто попал в лапы к безобразному Нию - назад возврата нет. По-видимому, в более поздние времена - это предводитель нечистой силы Вий.

НОГ
Ног (ногуй, нагай, игон) - древнерусское название грифона. Птица огромных размеров и сверхестественной силы, вьёт гнездо на двенадцати дубах (родня Соловью-Разбойнику), на корм птенцам даёт быка. В средневековой книжной традиции с образом Нога связан полёт героев по воздуху. Можно предположить, что это символ всеразрушающего перемещения воздуха, сильного ветра, шквала, урагана.

НОЧНИЦЫ
Ночницы (криксы) - ночные демоны. нападают в лсновном на новорождённых детей, до крещения. и не дают им спать. Это неопределённого вида существа. невидимые или похожие на птиц, летучих мышей, червей; привидения, блуждающие огни; реже - женщины с длинными волосами в чёрной одежде. Чуют дом, где есть колыбель, проникают через окно или дверь и истязают ребёнка, лазят также ночью по птичьим гнёздам, выпивают яйца, душат птенцов. Ночницами становятся после смерти женщины - ведьмы не имевшие детей.

О

ОБОРОТЕНЬ
Оборотень (волкодлак, волколак) - мнимое существо, человек, превращённый колдуном в животное, чаще всего в волка или медведя, который затем может оборачиваться в собаку, кошку, в куст, пень и прочее. Ведьмы также обращаются в волкодлаков и обращают других. Узнать оборотня можно по тому, что у него задние ноги имеют колени вперёд, как у человека, а не назад как у волка. Вредят оборотни тем, кто их испортил, но могут по ночам преследовать одиноких путников, особенно если те выпили лишку. Перешёл Оборотень дорогу - быть беде.

ОВИННИК
Овинник - дух, живущий в овине. Весь лохматый, но одна рука голая и подлинней другой. Голой рукой он наказывает. Особенно нерадивых хозяев - бросает им жар в неубранные снопы. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, Овинник тоже накажет пожаром. Глаза у этого духа разноцветные, шуба наизнанку, в безветренную погоду он спит. Мохнатую руку вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богатство. В заутреню светлого воскресенья девушка кладёт руку в окно овина: если не притронется к руке дух - в девках ходить, голой рукой - за бедного замуж пойдёт; мохнатой рукой коснётся Овинник, знать, за богатого - радуется девушка.

ОГОНЬ-ЦАРЬ
По древним преданиям, бог Велес похитил Молонью-царицу и коварно овладел ею. Велес умеет превращаться в красивого юношу и внушать страсть любой женщине. Родился Огненный Змей (Огонь-Царь). И стал он мстить своему отцу за мать. Вместе с Молоньей-царицей преследует Велеса, превращающегося в человека, корову, коня, прячущегося под камнем или под деревом - крошит камень, расщепляет дерево, сжигает животное или человека. Огонь-Царь всегда побеждает в единоборстве, а во время битвы творится буря. Огонь-Царь живёт на небе, Велес на земле; храмы Огня, Перуна - на холмах, а Велеса - в низинах.

ОГУМЕННИК
Огуменник (гуменник) - дух, живущий на гумнах (гумно - место, где молотят, а также сарай для сжатого хлеба0, открытых со всех сторон, и в ригах, прикрытых бревенчатыми срубами с непротекаемыми крышами, самый злой помощник Дворового. Наказывает тех, кто по ночам ходит на гумно за соломой. 4 сентября на Агафона-огуменника в ночь этот дух бегает по сёлам и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам. Люди стерегли гумна в тулупах, вывернутых наизнанку, с кочергой.