Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Женский журнал - "Ксюша"
Пт, 26.04.2024, 04:04
Приветствую Вас Гость

Духи и боги древних славян

По представлениям древних славян на небе жили боги, на земле - духи природы, под землёй обитали злые демоны.
Мифологические существа находились в постоянном взаимодействии с человеком и количество этих персонажей постепенно пополнялось. До нас духи и боги дошли в таком количестве и обличии:

А

АВСЕНЬ
Авсень (аусень,баусень, таусень, овсень, усень) - в восточнославянской мифологии ритуальный персонаж рождественских праздников. Авсень идёт первым и готовит тропу, наводит мосточек для Рождества и Крещенья, которые идут следом. В других поверьях Авсень едет на коне вместе с Новым годом. Можно предположить что Авсень (юсинь - просинец) - это первый месяц года, стык декабря и января, символизирующий начало временного цикла.

АЛАТЫРЬ
Алатырь (латырь) - в русских средневековых легендах и фольклоре камень, "всем камням отец", наделённый целебными и волшебными свойствами. В заговорах и сказках "бел-горюч камень".
Расположен в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое древо или трон мирового царствования. Из под него по всему миру растекаются целебные реки.

АЛКОНОСТ
Алконост (алконос) - сказочная райская птица, в апокрифах и сказаниях птица грусти и печали. Изображалась на лубочных картинках с крыльям, человеческими руками, телом и лицом женщины. Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, бросившейся в море и превращённой богами в зимородка. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает делает его спокойным на шесть дней. Услышавший пение этой птицы, забывает обо всём на свете.

АМАЗОНЫ
Амазоны - фантастические персонажи, которые изображались на русских лубочных картинках, обычно с тёмными как у арапов лицами. Особого распространения в мифах и преданиях эти персонажи не получили. Скорее всего, так представлялись нашим предкам жители дальних неведомых земель. Лик их был свиреп и воинственен, атрибутом было копьё или лук со стрелами.

АНЧУТКА
Анчутка - в восточнославянской мифологии злой дух, бесёнок, обитающий в болоте, имеет крылья. Помощник водяных и болотных. Ещё его называют "беспятым", "беспалым"; хромота одна из основных примет нечистой силы. Анчутка - происходит, по-видимому от балтийского утка (маленькая утка). В более позднее время - одно из русских названий чертенят. В сказках он беспятый, потому что, волк ему пятку откусил

АСИЛКИ
Асилки (осилки, велеты) - богатыри-великаны. В мифах восточных славян упоминаются жившие в древние времена великаны, которые создавали реки, воздвигали горы. Когда же они сердились, вырывали с корнями деревья, сбрасывали камни с гор, устраивали бури и штормы. Играючи, бросали в небо булавы, чем вызывали гром. Возгордившись своей силой, великаны стали угрожать небесным богам, рассердили их и были ими уничтожены.

АУКА
Аука - дух леса, который в отличие от леших и прочих из нежити, не спит ни зимой ни летом. Зимой ему раздолье. Любит он морочить голову человеку в зимнем лесу, отзываться сразу со всех сторон. Маленький, пузатенький, щёки надутые. Как крикнешь в морозном воздухе - со всех сторон "аукнет", заведёт в глушь. Вселит надежду, а сам водит до тех пор, пока не утомится человек и не уснёт сладким морозным сном, обо всём позабыв.

Б

БАБАЙ
Бабай - злой ночной дух, старик с котомкой или большим мешком, в который он якобы забирает непослушных детей. Когда приходит время ночного сна, Бабай из огорода или береговых зарослей приходит под окна и сторожит. Услышит капризы и детский плач - шумит, шуршит, скребётся, стучит в окно. Но нигде не встречается, чтобы Бабай забрал и унёс ребёнка, он только пугает, скорее всего, им пугают детей.

БАБА-ЯГА
Баба-Яга - лесная старуха-волшебница, ведьма, ведунья. Персонаж сказок славян. Живёт в лесу, в "избушке на курьих ножках". Одна нога у неё костяная, она плохо видит, летает по свету в ступе. Это богиня зверей и леса, повелительница мира мёртвых. В большинстве сказок - противница героя, но иногда его помощница и дарительница.

БАДНЯК
Бадняк - рождественский персонаж южнославянской мифологии. Его символ - "рождественское полено", пень сбородой или ветка, сжигаемые в сочельник. Бадняк противопоставляется Божичу, как старый год новому. Он связан с образом змея у корней дерева. Сожжение Бадняка в конце старого года символизирует поражение змея (змей - воплощение нижнего мира) огнём, знаменует начало нового временного цикла.

БАЕЧНИК
Баечник (перебаечник) - злой домашний дух. Появляется только ночью и не любит, чтобы за ним наблюдали. После страшных разговоров, историй можно слышать его тихий плач и глухие сдержанные стоны, прерывисто-краткий голос. Желательно не заговаривать с этими духами - добра не будет: можно опасно заболеть. Представляется Баечник старичком, маленьким, неповоротливым.

БАННИК
Банник (баенник, лазник байник) - дух живущий в бане, злой, появляется в облике маленького нагого человечка с радужными глазами. В нетопленой бане живёт всегда, пар выгоняет его ненадолго. Может погубить человека, моющегося в неурочное время (после полуночи). Сначала усыпляет, потом длинными и толстыми губами обволакивает рот и загоняет в грудную клетку горячий воздух. Особенно не любит выпивох. Умелые люди выгоняют его банным веником. Банник моется вместе с чертями, лешими, овинниками в четвёртую очередь, кто попадёт им в это время - запарят. Если уж случилось - убегать надо задом наперёд.

БЕЛЬБОГ
Бельбог - бог, живущий на небесах и управляющий ими. Представляется в облике старца с длинной седой бородой, в белых одеждах и с посохом в руке. Является олицетворением светлого дня. Всё время в противоречии с тёмными силами ночи, олицетворением которых выступает Чернобог. Белбог своим посохом собирает белые облака, если их разогнали ветры, протыкает их, чтобы пролить дождь.

БЕЛУН
Белун - по белорусским поверьям дух жатвы в образе старика со светлой бородой, в белых одеждах. Он помогает жать, награждает золотом того, кто ему услужит, выводит из леса заблудившихся. Солнце любит, без него темно в лесу. Очень старый, немножко глухой, ходит возле ржи или на опушке леса, а за ним пчёлы летают, на плечи птички садятся, у ног зайчата скачут.

БЕРЕГИНИ
Берегини - воздушные девы, оберегающие людей от упырей. Славяне считали, что Берегини живут возле дома и оберегают дом и его обитателей от злых духов. Весёоые, шаловливые и привлекательные создания, поющие чарующие песни восхитительными голосами. Ранним летом при луне они кружатся в хороводах на берегах водоёмов. Где бегали и резвились Берегини, там трава растёт гуще и зеленее, а в поле хлеб родится обильнее.

БЕСИЦЫ-ТРЯСАВИЦЫ
Бесицы-трясавицы - духи болезней. Вначале так называли лихорадку, а затем и другие болезни. В заговорах встречается 7, 10, 40, 77, но чаще всего 12 болезней. Бесицы-трясавицы - серьёзные заболевания, они считались "дщерями Ирода царя" и изображались в виде голых женщин дьявольского обличья с крыльями. Имена их соответствуют функциям: Трясея, Огнея, Ледея (насылает озноб), Гнетея (ложится на рёбра и утробу), Грынуша или Хрипуша (ложится на грудь и выходит харканьем), Глухея (голову ломит и уши закладывает), Ломея (кости и тело ломит), Пухнея, Желтея (насылает желтуху), Коркуша (насылает корчи), Глядея (спать не даёт, ума лишает), Невея (поймает человека - не жить ему).

БЕСЫ
Бес - одно из названий Чернобога. Позже - обобщённое название злых духов. безобразные, со свиными рылами, длинными ушами и хвостами, рогатые и косматые. Умеют быстро перемещаться в пространстве. Особенно усердствуют в непогоду осенью и зимой. Хрюкают, чавкают, воют, визжат, плюются, кружась в бешенной пляске. Сбивают с пути одинокого путника, заводят его в непролазную чащу или трясину, толкают в прорубь; пугают коней и, вцепившись в гриву, загоняют их до смерти. Могут превращаться в неодушевлённые предметы.

БОГИНКИ
Богинки - мифологические персонажи западных славян. Страшные обликом: старые безобразные хромые женщины с большой головой, отвисшими грудями, вздутым животом, кривыми ногами, чёрными клыкастыми зубами; по поверьям, похищают и подменяют детей. Могут появляться в виде лягушек, собак, кошек, показываются как тень, но чаще всего для людей они невидимы. Богинками становятся умершие роженицы, женщины-самоубийцы, девушки, избавившиеся от плода, убийцы детей. Обитают в пещерах, болотах, прудах, оврагах. Появляются ночью в ненастье.

БОЖИЧ
Божич - рождественский персонаж южнославянской мифологии, упоминаемый в колядках. Символ его - златорогий олень, обозначающий начало нового солнечного цикла; также огонь. Умирает в огне Бадняк (старый год) и Божич (новый год) на своих золотых рогах приносит обновлённое солнце. Божич - солнечное божество, предвещающее весеннее возрождение природы, её омоложение.

БОЛИ-БОШКА
Боли-Бошка - дух леса, живущий в ягодных местах. большеголовый, неуклюжий, одёжа рваная, в заплатах. Прикинется старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную сумку или ещё что-нибудь. Нельзя поддаваться на его уговоры, хоть он долго умоляет. Уступишь, начнёшь о потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать - вскочит Боли-Бошка на шею, голову петлёй стянет и будет водить по лесу. Голова разболится - заблудишься вовсе и пропадёшь.

БОЛОТНИЦА
Болотница (омутница, лопатница) - дева-утопленница, живущая на болоте. Её чёрные волосы раскинуты по нагим плечам и убраны осокой и незабудками. Растрёпа и нечёса, бледнолицая с зелёными глазами, всегда голая и готовая завлекать людей к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и потопить их в трясине. Болотницы могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищать у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна.

БОЛОТНЯНИК
Болотняник (болотяник, багник) - дух болота, живёт в большом каменном доме с женой и детьми. Жена- Болотница, дева-утопленница. В родственных связях с водяным и лешим. Болотняник - седой старик с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, обходит и заводит путника, завлекает его в трясину. Любит гулять по берегу. Пугает идущих через болото резкими звуками, вздохами; выдувая воздух пузырями, громко причмокивает. Подстраивает ловушки для несведущих - зелёную траву или корягу, бревно, а под ними - трясина, глубокая топь.

БОСОРКУН
Босоркун (витряник) - горный дух, который поднимает сильный ветер и летает с этим ветром невидимым. Кто его задерживает, того он убивает силой ветра. Босоркун вызывает засуху, насылает на людей и животных болезни, недомогания. У венгров есть похожий мифологический персонаж - босоркань, ведьма, безобразная старуха, обладающая способностью летать и превращаться в животных, которая также вредит посевам, людям и скоту.

БРОДНИЦЫ
Бродницы - у древних славян духи охранительницы бродов, миловидные девушки с длинными волосами. По преданиям, Бродницы живут вместе с бобрами в тихих заводях. Они охраняют броды, сделанные из хвороста, подправляют их, стерегут. Когда же враг тайком подбирается - Бродницы незаметно разрушают брод, направляя неприятеля в топь или в омут.

В

ВЕДОГОНЬ
Ведогонь - дух спящего человека или зверя. после смерти Ведогонь превращается в навь (навь, навьё - дух мёртвого человека). Появляется чаще всего Ведогонь осенью, когда летают паутинки (а может он и есть паутинка). Управляет ведогонями Посвист - бог ветра. Ведогони во время сна помогают людям творить, сочинять. Но они драчливы, если заденут друг друга, устроят потасовку - погибнет Ведогонь и человек во сне умрёт. Ведогони дружны с Дрёмой, насылающей на человека сон.

ВЕДЬМА
Ведьма - по старинным преданиям, женщина продавшая душу чёрту.На юге - это женщина более привлекательная, нередко молодая вдова; на севере - старая, толстая, как кадушкаа, баба с седыми космами, костлявыми руками и огромным синим носом. От прочих женщин отличается тем, что имеет маленький хвостик и владеет способностью летать по воздуху на помеле, кочерге, в ступе. Отправляется на свои тёмные дела непременно через печную трубу, может оборачиваться в разных животных, чаще всего в сороку, свинью собаку и в жёлтую кошку. вместе с месяцем стареет и молодеет. На Силу 12 августа ведьмы обмирают, опившись молока. Известное место сбора ведьм на шабаш в Купальскую ночь - в Киеве на Лысой горе.

ВЕЛЕС
Велес(Волос) - бог скотоводства и богатства, покровитель животного мира. Он породнил человека и животное, учил людей не убивать животных, а использовать их в хозяйстве. Велес - опекун волхвов, творцов, пастухов, торговцев; наделяет человека талантом, физическими данными: высоким ростом, хорошим голосом, слухом. Он - отец великанов; вол - могучий, большой. Волос - один из богов пантеона князя Владимира, его день -понедельник. Удревних славян существовал жатвенный обычай - "завивать бороду". Последние колосья не сжинали, а сплетали в бороду, как подарок богу Волосу. Трава и лес -власы земли.

ВЕЧОРКА, ЗОРЬКА И ПОЛУНОЧКА
Вечорка, Зорька и Полуночка - три богатыря, герои русских устных преданий и сказок, символизирующие основные моменты суточного солнечного цикла: Вечер, Вечерник; Заря-богатырь, Светозар; Полночь-богатырь, Полуночник. Во всех событиях, происходящих с ними, ведущим является Зорька. Он побеждает драконов и змеев, как заря побеждает тьму ночи. Вечорка, Зорька и Полуночка - характерные образы мифов о солнце 9солярных мифов), аналогичные персонажи есть в мифологиях других народов мира.

ВИЛЫ
Вилы (самовилы) - женские духи, прекрасные девушки с распущенными волосами в лёгких одеждах, проживающие в горах. Вилы имеют крылья, они летают как птицы, владеют колодцами и озёрами, способны "запирать" их. если отнять у Вил крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. Кто отнимет одежду у Вил, тому они подчиняются. к людям относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам, умеют лечить, предсказывать будущее.

ВИЙ
Вий - самый страшный и самый сильный представитель нечистой силы, живущий под землёй. Раскорячистый, косолапый, руки и ноги, что корни дерева, весь в земле. Ходит тяжело, появляется лишь в тех случаях, когда другие представители нечистой силы не в состоянии справиться. Веки длинные, до самой земли, сам он их поднять не может, обычно это делают летучие мыши. Как и вся нечисть исчезает с третьими петухами.

ВОДЯНИЦА
Водяница - жена водяного, но утопленница из крещённых, а потому и не принадлежит к нежити. Ещё её называют - шутиха, шутовка. Водяницы предпочитают лесные и мельничные омуты, но больше всего любят пади пол мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колёсами они обыкновенно собираются на ночлег вместе с водяными . Водяницы вредничают: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колёса и вертятся вместе с ними - рвут сети, портят жернова.

ВОДЯНОЙ
Водяной (водяник, водыльник) - дух рек и озёр, подобно всем духам из нечисти - не только "дедушко" как привычно зовут его, но и подлинный "пращур". всегда голый, в чёрной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелёными волосами и бородой, шапке из куги. Лапы вместо рук с перепонками, хвост рыбий, горящие раскалёнными углями глаза. Сядет на корягу и звонко хлопает по воде. Рассердится - плотины рвёт, мельницы подмывает, животных и людей в воду тащит. Ему приносят жертву рыбаки, мельники, пчеловоды.

ВОЛОСЫНИ
Волосыни - в мифологии славян образ созвездия Плеяд. Более позднее название: Волосожар, Стожары, Власожелы, Бабы. Согласно древним преданиям, женщины одного из родов во время нападения врага превратились в "небесное стадо", дабы не быть пленёнными. Сияние этого созвездия предвещает удачу в охоте, умножение скота. В звёздные ночи овчары выходили на улицу. становились на шерсть и молились, чтобы овец было больше. чем звёзд на небе. Волосыни - жёны бога Волоса, покровителя скотоводства.

ВОЛХ
Волх (Вольга) - мифологический персонаж, обладающий чудесными свойствами оборачиваться в животных и птиц, а также в неодушевлённые предметы. позже герой русских былин, но эти свои качества не утрачивает. Волх - слияние человеческих и природных начал. Чудесно его рождение : якобы мать его, обычная женщина, случайно наступила на змея и вскоре появился Волх. В былинном эпосе Волх в отличие от других богатырей оборачивается то волком, то горностаем, то соколом. Можно проследить связь Волха с Велесом и со Змеем Огненным Волком.

ВОЛХВЫ
Волхвы (кудесники, волшебники) - избранники богов, посредники между небом и людьми, исполнители воли богов. Волхвы - блюстители веры, предсказатели. Жили отшельниками, питались дарами и жертвами, которые предназначались божествам. Они имели исключительное право отпускать длинную бороду, сидеть во время жертвоприношения, входить в святилища. После введения христианства преследовались так как поклонялись языческим божествам, отстаивали старую веру и обряды.

Г

ГАМАЮН
Гамаюн - сказочная райская птица, упоминаемая в апокрифах и духовных стихах как "птица вещая", как сирин и каган. летает в поднебесье, живёт в море. Изображали птицу-гамаюн с женским лицом и грудью; иногда просто большой птицей, взлетающей из морских глубин. Если кричит птица-гамаюн - счастье пророчит.

ГЕРМАН
Герман (Джерман) - мифологический персонаж, божество плодородия у южных славян. Во время обряда вызывания дождя у болгар представлялся глиняной куклой с подчёркнутыми мужскими признаками. В заклинаниях говорится, что Герман умер от засухи, женщины хоронят его на песчаном берегу реки, после чего должен пойти плодоносный дождь.

ГОРГОНИЯ
Горгония (девица Горгония) в славянских книжных легендах дева сволосами в виде змей, происходящая от античной Медузы-горгоны. Лик Горгонии прекрасен, но смертоносен, она знает язык всех живых существ. Герои стараются добыть голову Горгонии, дабы получить чудесное средство, дающее победу над любым врагом, но удаётся это только самому сильному и отважному. Иконография головы Горгонии - характерная черта популярных византийских и древнерусских амулетов - "змеевиков".

ГОРЫНЯ
Горыня (Горыныч, Вернигора, Вертогор) - один из трёх богатырей-великанов (Горыня, Дубыня, Усыня), герой русских сказок. Обладает сверхчеловеческой силой; в сказках, нарушая природу вещей, помогает главному герою, иногда затрудняет его действия. Захватывает гору, несёт в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает, горы сворачивает. Если предположить, что Горыня происходит от "гореть", то три богатыря есть воплощение трёх стихий: Горыня - огонь, Дубыня - земля, Усыня - вода.

ГРОМ ГРЕМУЧИЙ ВЕЛИКИЙ
Гром Гремучий Великий - божество, которое каждую весну садится на своих коней и скачет по небу. громкоголосый, всегда сердитый, мчится колесницей по облакам, копьём протыкает небо, поливая дождём Мать Сыру-Землю, хлещет её золотой плёткой (молнией). Гром Гремучий более позднее божество, свои качества позаимствовал у Перуна.

Д

ДАБОГ
Дабог - мифологизированный образ земного царя в южнославянской мифологии. Как и Дажьбог у восточных славян, Дабог - дающий, дарящий. Местом обитания этого бога считалась высокая гора, что подтверждает культ гор у древних славян. Высокие недоступные горы, куда не мог ступить человек, внушали ему ужас и происходящие непонятные явления легче всего было объяснить действиями могучих сил, якобы обитающих на вершинах гор под облаками.

ДАЖЬБОГ
Дажьбог (Даждьбог) - бог солнца, жатвы, сын Сварога, муж богини луны. В мифах -один из первых царей и законодателей, положил начало летоисчислению по солнечному календарю. Красивый, сильный юноша, молодой князь, попечитель пахарей и сеятелей. наделяет человека физической силой, здоровьем, мудростью, мастерством. В летописях его называют предком русичей. Ещё Дажьбог - хранитель ключей земных. бог солнца закрывает землю на зиму и отдаёт ключи птицам, которые уносят их в вырей - летнее царство, страну ушедших душ. весной птицы возвращают ключи и Дажьбог открывает землю. Один из богов пантеона князя Владимира, день его - среда.

ДАНА
Дана - славянская богиня воды. Светлолицая девушка-река, журчащая свою жизнерадостную песню. она и уставшего путника напоит, и рану воину омоет, и, поднявшись в небо упадёт благодатным дождём на нивы. Почиталась как светлая и добрая богиня, дающая жизнь всему живому. от имени Дана берёт название Днепр (Данаприс), Днестр, Дунай, Двина, Донец. Слово Дана сложное: ДА (вода) плюс НА (неня), означает Вода-Мать. Особые почести этой богине воздавались во время Купальских праздников.

ДВОЕДУШНИК
Двоедушник - существо способное совмещать в себе две души - человеческую и демоническую. Число "два" у славян в отличие от чисел "один" и "три" обладало сверхестественной силой. Обычно Двоедушник днём ведёт себя как и любой другой человек, а ночью он сразу же засыпает глубоким сном, так что его невозможно разбудить. В это время он бродит вне своего тела в обличье пса. зайца, коня и т.п. иногда после смерти двоедушника его чистая душа идёт на тот свет, а нечистая душа становится упырём.

ДВОРОВОЙ
Дворовой - покровитель двора, помощник домового. По характеру отношений с хозяином двора - злой дух. Он в дружбе (всегда) только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей - знающий хозяин старается не держать такую живность. Внешним видом похож на домового, весь мохнатый. Дары ему подносят на железных вилах в ясли.

ДЕДЫ
Деды (диды, дзяды) - общеславянские духи предков. У славян особый обряд почитания Дедов совершался весной на радуницу - седьмой день после пасхи или осенью. Угощали Дедов и на Рождество, под Новый год. души умерших родственников приглашали в дом и жертвовали им пищу, выливая её под стол или выставляя за окно. Пищу также относили на кладбище и клали на могилки. Деды изображались в виде "болванов" с лучиной. В Белоруссии во время обряда хозяин трижды обносил зажжённую лучину вокруг стола, совершая окуривание душ умерших.

ДЕННИЦА
Денница - образ полуденной зари (звезды) в славянской мифологии. Звезда-денница - сестра (по другим преданиям, мать или дочь) солнца, возлюбленная месяца. солнце ревнует Денницу к месяцу и не позволяет им встречаться. Денница предвещает восход солнца, ведёт солнце на небо и тает в его ярких лучах. ночью Денница светит ярче всех, помогает месяцу.

ДИВ
Див - демонический персонаж восточных славян, обитающий в лесу на верхушках деревьев. Ночью он спускается вниз и пугает путников своим страшным видом и резкими криками. Можно предположить, что название персонажа связано со словом "диво" - чудо, с другой стороны - со славянскими и балтийскими словами "дикий", "дивий". Близко по значению слово "дый" - бог. По смыслу во многих источниках Див - божество страха и смерти.

ДИДИЛИЯ
Дидилия - богиня деторождения, роста, растительности, олицетворение луны. Ей приносили жертвы и просили дать детей. Изображалась по-разному: молодой женщиной, с закутанной в плащ головой, с зажжённым факелом в обнажённых руках (факел - символ начала новой жизни); женщиной, готовящейся дать новую жизнь, с цветами в венке.

ДОДОЛА
Додола - персонаж южнославянской мифологии, богиня дождя, жена громовержца. В магических обрядах вызывания дождя у южных славян ритуальные действия совершают жрицы богини (шесть девушек в возрасте от 12 до 16 лет) - додолицы. Их украшают венками, льют на них воду, подносят им хлеб. при этом додолицы поют, обращаясь к богине с просьбой послать дождь. Додола сродни богине Дидилии.

ДОЛЯ
Доля - дух-покровитель человека; даёт богатство и удачу. Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой весёлой. на месте устоять не может, ходит по свету - преград нету: болото, река, лес, горы - Доля вмиг одолеет. Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым - потом разберётся и от плохого, злого человека уйдёт.

ДОМОВОЙ
Домовой - покровитель дома. Ещё величают его за очевидные и доказанные заслуги именем "хозяин" и за древность лет его жизни - "дедушка". Является в образе старика, лохматого человечка, кошки или другого малого зверя, но видеть его не дано. Он страж не только всего дома, но. главным образом, всех живущих в нём. Шалит: шумит, раскачивает кровать, сбрасывает одеяло, рассыпает муку. Но и помогает: моет посуду, колет дрова, качает ребёнка. 7 февраля на Ефрема Сирина домового кормят кашей, чтобы он не глумился. 12 апреля на Иоанна Лествичника домовой бесится до первых петухов.

ДРЁМА
Дрёма - вечерний и ночной дух в образе доброй старушки с мягкими ласковыми руками или же в образе маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом. В сумерках Дрёма бродит под окнами, а когда темень сгущается, то просачивается сквозь щели ил и проскальзывает в дверь. Дрёма приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам; со взрослыми этот дух не так нежен.

ДУБЫНЯ
Дубыня (Вернидуб, Дубынеч, Вертодуб, Дугиня) - персонаж восточнославяских сказок. В сказках Дубыня вместе с Горыней и Усыней выступают как положительные персонажи, спутники главного героя, но порой им присущи и отрицательные черты, как слабость и даже предательство.

ДУНАЙ
Дунай - в представлении древних славян мифологизированный образ главной реки, матери всех рек. Дунай представлялся как главное место, родина, притягивающая к себе все остальные реки; как рубеж, за которым лежит земля богатая, но таящая некую опасность. У южных и западных славян с Дунаем ассоциировались мотивы женщины, изобилия и мирной жизни, культ реки, её плодотворящих вод.

Ж

ЖАР-ПТИЦА
Жар-Птица - в славянских сказках чудесная птица, которая прилетает из другого (тридесятого) царства. Это царство - сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-Птицы золотая, золотая клетка, клюв, перья. Можно предположить, что Жар-Птица связана с другими мифологическими персонажами: Рарогом, Огненным Змеем.

ЖЕЛЯ
Желя (Жля) - богиня скорби и жалости у древних славян, вестница мёртвых. Красивая неземной красотой и печальная. Бледное лицо оттеняют длинные чёрные волосы. Вместе со своей сестрой Карной летает над полем брани и оповещает кому погибшим быть. А после битвы сидит, склонив голову и обняв руками колени, оплакивает мёртвых. По существовавшему обычаю погибших воинов сжигали - Желя разносила их пепел в роге.

ЖИВА
Жива (Живана, Сива) - "дающая жизнь", богиня жизни, она воплощает жизненную силу и противостоит мифологическим воплощениям смерти. В правой руке держит яблоко, в левой - виноград. Жива является в образе кукушки. В начале мая ей приносят жертвы. Девушки чествуют кукушку - весеннюю вестницу: крестят её в лесу, кумятся между собою и завивают венки на берёзе.

ЖИРОВИК
Жировик - один из многочисленных домашних духов, зовут его так потому, что любит жить в тепле и холе. Ещё зовут "лизень" за некоторые привычки. Живёт за печкой или в подполе, вертится возле печки, любит лизнуть блины да оладьи с пылу-жару. Существо незримое, возится по ночам с посудой, вылизывает её. Делает это просто от скуки или по свойству своего весёлого нрава, забавляется. В большинстве случаев Жировик - одно из названий Домового.

З

ЗДУХАЧ
Здухач - у южных славян человек (иногда животное), обладающий сверхъестественной силой, которая проявляется только, когда он спит. Во время сна из него выходит дух, который ведёт за собой ветры, гонит тучи, пригоняет и отгоняет град, сражается с другими духами. Здухач-человек охраняет от стихийных бедствий поля и угодья своего села, рода. Здухач-животное защищает только стада и животных.

ЗИБОГ
Зибог - бог земли, наделён огромной силой. Он - Зиждитель-творец, созидатель. Он поднял землю в одном месте и встали горные хребты, кряжи, холмы; опустил в другом - пролилась вода, образовались моря и океаны; провёл борозды могучими пальцами - потекли реки. А где мизинчиком коснулся - озёра малые заплескались. хранит землю Зибог, а рассердят его люди - земля трясётся, вулканы извергает, волны огромные поднимает. Могуч Зибог, брови косматые, борода развевается - лучше его не злить.

ЗИМЦЕРЛА
Зимцерла - богиня рассвета, утренней зари, начала дня, жена бога Погоды. Ясноликая молодая женщина, своим спокойствием вселяющая людям уверенность в завтрашнем дне. Зимцерла умеет ладить со своим супругом, настроение которого очень изменчиво. Большинство дней в году утренняя богиня так умело ласкает своего мужа, что на Погоду грех жаловаться. Умывается Зимцерла утренней росой, и если девушки не ленятся, встают рано, росой умываются - будут такими красивыми, как она. В г. Киеве до введения христианства был храм богини Зимцерлы.

ЗЛЫДНИ
Злыдни - злые существа, маленькие, со сморщенными мордочками, в сером или чёрном одеянии, их всегда несколько, и пакости они всегда творят сообща. Обычно сидят на старой мельнице рядом с Лихо Одноглазым и прислуживают великанше. Но время от времени поселяются в каком-нибудь доме или дворе и беда хозяину. Скотина хиреет, добро пропадает, урожай гибнет, да и в семье неладно. Разоряется хозяйство, а злыдни возвращаются на мельницу и подыскивают новую жертву. Часто они бродят вместе с Недолей, выбирают ленивых да нерадивых, пьяниц да бездельников.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ
Змей Горыныч - известный персонаж русских былин и сказок, представитель злого начала, дракон о 3, 6, 9 или 12 головах. Связан с огнём и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом - с рекой, норой, пещерой. где у него спрятаны сокровища. похищенная царевна, "русские полоны"; там же находится и многочисленное потомство. Появляется Змей Горыныч в сопровождении грозного шума "дождь дождит", "гром гремит". Основное оружие Змея - огонь. Змей Горыныч не всегда чётко отличим от других схожих персонажей - Змея Тугарина, Змиулана, Огненного Змея.

ЗМЕЙ ОГНЕННЫЙ ВОЛК
Змей Огненный Волк ( Огненный Змий, Летун) - общеславянский мифический герой. Чаще всего это волк, но иногда он приобретает облик другого животного или птицы. Появляется на свет в человеческом облике, "в рубашке" или с "волчьей шерстью" - приметой чудесного происхождения. Перекидываясь волком или птицей, совершает подвиги, помогает людям, считается непобедимым и неуловимым.

ЗМИУЛАН
Змиулан - змеевидный демон, который живёт в дупле древнего дуба, воплощение стихии огня. Вдревнеславянских преданиях Змиулан вступает в брак с женщиной, внушив ей любовь, и приносит в дом богатства из кладов, спрятанных в земле. От брака рождается существо змеиной породы (Змей Огненный Волк). Сын и отец сражаются, от чего бывает огненый вихрь. В заговорах Змиулана призывают как волшебное существо, способное внушить страсть к женщине.

И

ИВАН ДУРАК
Иван Дурак (Иван Дурачок, Иванушка) - мифологизированный персонаж русских сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, построенную не на правильных логических действиях, а на поиске собственных решений, зачастую противоречащих здравому смыслу, но в конечном итоге приносящих успех. С помощью волшебства, а также нестандартных действий Иван Дурак преодолевает все препятствия и достигает цели. он умеет практически всё: плясун, поэт, музыкант, воин и пахарь. В некоторых сказках ему присуща юродивость, которая получила особое развитие в русской духовной традиции.

ИВАН ЦАРЕВИЧ
Иван Царевич - мифологизированный образ главного героя русских сказок. Его деяния - образец достижения наивысшего успеха. Универсальность образа в том, что он "Иван", то есть любой человек, не имеющий каких-либо сверхпреимуществ. В начале сказки Иван Царевич оказывается даже в худшем положении, чем другие герои. Но в конце концов именно он преодолевает все препоны и выходит победителем. В целом Иван Царевич соотносим с вечным сюжетом умирания и возрождения, зачастую он проходит через смерть и вновь обретает жизнь.

ИНДРИК-ЗВЕРЬ
Индрик-Зверь - всем зверям царь, прародитель всех зверей. Мифическое существо, которое по преданиям жило под землёй и своим единственным рогом прочищало путь подземным водам, чтобы питать всё живое, поддерживать жизнь на земле. Огромный, подобный змею. Если Индрик-Зверь рассердится - учиняет землетрясения. В засуху его призывали подать воду в колодцы и водоёмы, напоить траву и деревья, сберечь урожай.

ИПАБОГ
Ипабог - покровитель охоты. На его одежде изображены сцены охоты. Он сам охотник и благоволит к тем, кто охотится с умом: бьёт зверя в сезон не ради забавы, а ради пропитания и нужды. Если же человек в его владениях ведёт себя негоже - не будет удачи: зверь убежит, оружие придёт в негодность, сам охотник заблудится, а то и поранится в лесу. Ипабог незлой, он покровительствует также животным. Убережёт самку с дитём, спрячет раненого зверя, травку для лечения покажет.

ИЧЕТИК
Ичетик - злой дух из рода водяных. Не обладает могучими свойствами своего сородича, да и сам помельче, хотя такой же зелёный, весь в пиявках и водорослях, выплывает в сопровождении лягушек и водяных гадов. Любит играть в карты, пить бражку и пакостить по-мелкому - заливать посевы, срывать кладки, подмывать мосточки и крутые берега. Как и водяной не упускает случая затянуть под воду ребёнка или подвыпившего взрослого. Спит с Никиты осеннего (18 сентября) до Никиты вешнего (16 апреля)

К

КАГАН
Каган - вещая птица, приносящая счастье. Живёт в поднебесье, поймать её невозможно, да и увидеть редко кому удаётся. А ловить-искать её и не надо - зря всё - сама она осчастливит того, кто этого заслуживает. Какая она - никто не знает. Известно лишь, что тем кто трудится в поте лица, пестует ниву свою, Птица Каган обязательно принесёт счастье. Кто же видел её - м олчать должен, иначе счастья ему не видать .

КАРАВАЙ
Каравай (коровай) - в восточнославянской мифологии обрядовый круглый хлеб с украшениями и мифологическое существо, символ плодородия. Приготовление каравая было связано с ритуальными действиями, длившимися несколько дней, с участием жрецов. пекущие использую архаические орудия, просят бога спустится с неба, помочь им месить и печь. В свадебных обрядах каравай с фалическими символами воплощал жениха. два каравая - жениха и невесту.

КАРАКОНДЖАЛЫ
Караконджалы (Караконджулы, Караконджо) - ночные водяные демоны у южных славян. Выходят из воды или пещер на время Рождества, иногда до крещения. Выступают в облике коней с человеческой головой и двумя руками или крыльями, голых людей, покрытых колючками, лохматых красных или чёрных бесов с хвостами и рогами, маленьких человечков, приманивающих людей ко льду, в облике собаки, овцы, телёнка или косматого, рогатого и хвостатого человека.